Глезер Александр Давидович, родился в 1934 году.
диссидент, коллекционер, один и з организаторов "бульдозерной выставки", основатель и директор Русского музея в изгнании в Монжероне (Франция) и Музея русского современного искусства в Джерси-Сити (США)



    На главную    

На "Чай из Рос"

      В  чайхану      

  Museum  

 

 


Александр Глезер - поэт, арткритик, издатель, коллекционер неофициального русского искусства (60-е, 70-е, 80-е годы) и постсоветского русского искусства. Будучи изгнан из СССР в феврале 1975 года, он основал в 1976 году Музей неофициального русского искусства в изгнании в Монжероне под Парижем, а в 1980 году аналогичный музей он создал в Джерси-Сити под Нью-Йорком. Музей во Франции просуществовал до 1991 года (кстати, еще в 1988 году он переехал в Париж и расположился там на расстоянии примерно в сто метров от Центра Помпиду, то есть Французского музея современного искусства). Музей в Джерси-Сити функционирует до сих пор под названием Музей современного русского искусства и Александр Глезер является его генеральным директором.

На вопрос: как началось ваше увлечение неофициальным искусством? Александр Глезер отвечает:

- Изобразительным искусством я заинтересовался в начале 60-х годов. Тогда я собирал репродукции работ I русского авангарда, импрессионистов, Сезана, Пикассо... В декабре 1966 года я оказался в квартире лидера московских неофициальных художников Оскара Рабина. Его картины так мне понравились, что я сразу же предложил организовать его персональную выставку в клубе "Дружба" на шоссе Энтузиастов, с которым я был связан общественной работой. Рабин предупредил, что из-за его выставки у меня могут возникнуть неприятности. Когда же я отмахнулся от его предупреждения, то сказал: "Все художники соскучились по выставкам. Давайте делать групповую экспозицию", В итоге 22 января 1967 года в клубе "Дружба" открылась выставка двенадцати художников-нонконформистов (Рабин, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Николай Вечтомов, Валентина, Евгений и Лев Кропивницкие, Эдуард Штейнберг, Дмитрий Плавинский, Анатолий Зверев, Валентин Воробьев, Ольга Потапова).

На открытии побывало две тысячи посетителей, но через 2 часа приехавшие гебисты и работники Горкома партии выставку закрыли.

Я разозлился, начал покупать картины неофициальных художников, приобрел трехкомнатную кооперативную квартиру, сделал в ней дополнительные стены, которые двигались по рельсам, и в 1968 году открыл домашний музей неофициального русского искусства, который посещали все желающие увидеть не казенный соцреализм, а подлинное русское искусство, искусство свободное.

- А какие неприятности, о которых предупреждал Рабин, на вас обрушились?

- Ну, сначала мелкие. Газета "Московский художник" напечатала статью, в которой именовала меня "неким Глезером, именующим себя поэтом", и хотя в тот же день вышла газета "Литературная Россия" с моими стихами, реабилитацией это не стало. От меня требовали покаяться. Однако ни тогда, ни два года спустя, когда за меня взялась газета "Вечерняя Москва", я не покаялся. (Успел даже провести под эгидой Союза художников Грузии - они напечатали каталог - выставку своей коллекции в Тбилиси, в выставочном зале на проспекте Руставели, прямо напротив Совета Министров Грузии).

Но после публикации в "Вечерней Москве" фельетона обо мне, где, по сути говоря, я обвинялся в антисоветской деятельности, начались серьезные проблемы. С производства сняли сразу пять моих книг. Это был 1970-й год.

А в 1974 году грянул открытый бой. 15 сентября этого года бульдозеры разгромили выставку на открытом воздухе на пустыре на окраине Москвы. На разведенном там же костре были сожжены три картины. Пятеро художников во главе с Оскаром Рабиным были арестованы.

Впрочем, победа властей оказалась пирровой. Возмущение мировой общественности вандализмом в Москве стало массовым, а, с другой стороны, в пресс-конференции, проведенной у меня на квартире, мы заявили, что через две недели снова выйдем на тот пустырь с картинами.

В общем, власти отступили, и 29 сентября выставка неофициального искусства состоялась в Измайловском парке. Ее разрешили на четыре часа. И это были четыре часа свободы, вырванных нами из лап тоталитарного режима.

Ни мне, ни Оскару Рабину своего позора власть не простила. Я был арестован, провел в тюрьме десять дней, а потом меня изгнали из СССР. Пять лет спустя изгнали и Рабина.

Сперва под Парижем, затем под Нью-Йорком мне удалось основать Музей современного русского искусства. До 1991 года они провели 161 выставку не только в своих стенах, но и в музеях Франции, Англии и Японии, в выставочных залах и галереях Парижа, Вены, Западного Берлина, Сената США в Вашингтоне и Бельгии, Швейцарии (Лозана и Цюрих)... Картины из музеев широко демонстрировались на Биеннале неофициального русского искусства в Венеции и Турине, а также в Беллинзоне (Швейцария) и Везине (Франция).

К слову сказать, моей основной задачей на Западе было сделать художников, оставшихся в СССР, известными и таким образом хоть немного предохранить их от репрессий. Эта задача была выполнена.

- А почему вы занялись еще и современными русскими художниками.

- В 1991 году я вернулся из изгнания в Россию и стал организовывать выставки своей коллекции не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и Владивостоке, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Харькове, Одессе, Запорожье, Симферополе... И везде ко мне подходили молодые художники и просили помочь им. Так вот и стал я с 1994 года выставлять и постсоветских живописцев, так сказать, "детей перестройки". Ныне в групповых экспозициях, которые проводит музей и у себя и в американских галереях в Москве, в Харьковском и Запорожском художественных музеях, в Париже наряду с бывшими неофициальными участвуют и "дети перестройки" из всех вышеназванных городов и еще из Нью-Йорка, Парижа, Торонто, Монреаля, Новокузнецка, Уфы... Теперь за спиной музея уже 74 (видимо, имеются в виду выставки, проведенные в "The Case Museum of Russian Contemporary Art" Jersey-City) организованных выставок, и до конца 2004 года мы проведем еще 9 выставок (5 у нас в музее, две в Москве, одну в Париже, и одну в Праге, где, как филиал музея, в ноябре 2004 года открывается русская галерея.

Нужно сказать и о том, что вот такие групповые экспозиции, на которых представлены неофициалы и "дети перестройки", повышают рейтинг последних.

Пропагандирую я русское искусство и своими статьями и книгами. Последние выходят на двух, а порой и трех языках. И, наконец, в моем журнале "Стрелец", который я выпускаю с 1984 года, тоже регулярно появляются статьи о русских художниках и их выставках в России и по обе стороны Атлантики.

___________________________________________

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

 

 

Hosted by uCoz